ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ НЕДОШИВИНОЙ ТАТЬЯНЫ КОНСТАНТИНОВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 148» г. САРАТОВ
Обобщение опыта работы Развивающие игры по экологическому воспитанию дошкольниковДля повышения эффективности экологического образования дошкольников я использую разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры. Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний. Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка. Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии. Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку: а) увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы; б) осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. - Уважаемые коллеги, вы думаете, что хорошо знаете растительный мир, ну, конечно, чего там сложного. Сейчас я хочу предложить вам игру " Я знаю лес". Я задаю вопрос, бросаю мяч, поймавший отвечает. - Какой лес мы называем тайгой? (хвойный) - Узнайте дерево по описанию: "Высокое, стройное, с желтовато-красной корой, ветви только на вершине" (Сосна). -Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки). - Какое дерево является символом России? (береза). -Какая птица распространяет плоды кедровой сосны (кедровка). -Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа). Ответивших зрителей на вопросы я приглашаю на игру. 1. Комментарий: данная словесная игра развивает у детей мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания. Развивает внимание и быстроту реакции в выполнении движений. Следующую игру я применяю в работе с детьми очень часто, дети любят ее и охотно играют, а сможете ли вы построить «Пищевые цепочки на лугу». Условия игры: на столе разложены карточки с изображениями обитателей луга: растение, гусеница, птица, пшеница, мышь, хищная птица, кузнечик, насекомые и личинки, крот. Ваша задача как можно больше составить пищевых цепочек луга. Комментарий: данная игра закрепляет знания детей об обитателях луга и пищевых связях на лугу, побуждает ребенка быть активным, реагировать на игровую ситуацию. «Что было бы, если из леса исчезли…» - Что бы произошло с остальными объектами леса если бы исчезли… • исчезли птицы; • пропали ягоды; • не было грибов; • ушли из леса зайцы; • исчезли насекомые; • в лес не приходил бы человек. Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. Следующая игра – художественно-продуктивная «Дорисуй предмет». Условия игры: участникам игры раздаются силуэты разных видов деревьев. Задание: каждому участнику игры правильно дорисовать на дереве листья, плоды. Презентовать свою работу через поэтическое слово. Комментарий: данная игра способствует развитию у детей наблюдательности, зрительной памяти, развитию творческих способностей к рисованию. Развитие коммуникативных способностей. Дуб, береза, ель, сосна, кустарник, садовое дерево. Пока участники готовятся мы, коллеги, поиграем в игру: "Угадай по форме" Попробуйте угадать названия растений по графической форме листовых пластинок. (округлая, овальная, продолговатая, линейная). А также, по форме основания листовых пластинок: (клиновидная, округлая, сердцевидная). Комментарий: данная игра закрепляет знания детей о форме листа, развивает наблюдательность, внимание, пополняет словарный запас для составления описательного рассказа. И снова я с вами, на этот раз я предлагаю вам немного заострить свое внимание. Игра «Что ты видишь на картинке». (лист, помидор, морковь, гриб, яблоко, бабочка, вишня, грабли, груша, лейка, цветок, божья коровка). Комментарий: данная игра развивает внимательность, наблюдательность, остроту зрения. Рефлексия Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Частушка экологическая!». Для этого выберите из предложенных вам карточек с частушкой, и исполните её соответственно вашему настроению и вашему отношению к моему мастер-классу. Комментарий: данная методика позволяет использовать элементы фольклора в качестве экологического воспитания развивает у детей чувство юмора. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним. Использование литературно-сказочных персонажей (Чипполино, Незнайка и др.) вносит в процессы обучения игровой стержень, создает условия для слияния игровой и учебной деятельности, что повышает умственную активность детей.[27; 56] Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя [6]. Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи [3]. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании). Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Игровые действия Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Игровые правила. Основная цель правил - организовывать действия, поведение детей. Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры. Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать. Своеобразие дидактической игры: 1. определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. 2. определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре - сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания. 25 октября 2020 в 17:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.